Фонд проблемных кредитов (далее — Фонд) продолжает выполнять функции поверенного (агента) по сопровождению государственных и гарантированных государством займов. Эти проекты охватывают ключевые сферы экономики, включая инфраструктуру, энергетику, транспорт, водное хозяйство и экспортный потенциал.
Сегодня в портфеле Фонда находится 24 проекта по восьми заемщикам на общую сумму государственных гарантий свыше 2 трлн тенге. Это масштабные инициативы национального значения, среди которых проекты «Актауского международного морского торгового порта», KEGOC, «Казводхоза», «KazakhExport», «КазАвтоЖола», «Отбасы банка», Citi Transportation systems и «Казарнаулэкспорта». Все они реализуются при поддержке как отечественных, так и зарубежных кредиторов. В случае если заемщик не может вовремя выполнить свои обязательства, именно государственная гарантия обеспечивает кредиторам возврат средств за счет бюджета, а Фонд — минимизацию этих рисков.
Передача Фонду данной роли обусловлена Правительственным решением. Постановлением Правительства РК от 16 ноября 2018 года № 766 было принято решение о реорганизации Компании по управлению государственными активами (КРУА) путем присоединения его к Фонду. В результате именно Фонд в феврале 2022 года получил функции поверенного (агента) по сопровождению проектов, профинансированных из негосударственных источников под государственные гарантии. С этого момента Фонд стал единым оператором, через который проходит весь процесс обслуживания гарантийных займов.
Механизм работы выстроен поэтапно и детально регламентирован. Фонд ежемесячно предоставляет Министерству финансов статистическую отчетность (1-ОПЗ) по освоению и погашению государственных и гарантированных займов. На ежеквартальной основе проводится анализ финансово-экономического состояния заемщиков, результаты которого направляются в Министерство. Кроме того, Фонд осуществляет мониторинг реализации проектов как дистанционно, так и в выездном формате: ежеквартально и ежегодно готовятся отчеты о ходе работ, а раз в год специалисты Фонда выезжают на объекты для контроля на месте. Отдельное направление — контроль за счетами обслуживания заемщиков: все средства, которые они аккумулируют для предстоящих выплат, проходят под контролем Фонда. Если на счетах не хватает средств для расчётов с кредиторами, Фонд оперативно уведомляет банк-гарант и Министерство финансов, чтобы недостача была покрыта своевременно и без ущерба для репутации государства.
Особое значение имеет работа с новыми соглашениями о государственных гарантиях, которые уже подписаны, но пока не вступили в силу. Совокупный объём таких обязательств превышает 1,6 трлн тенге. Только по линии «КазАвтоЖола» планируется реализация четырёх масштабных проектов: модернизация республиканских автодорог с внедрением автоматизированных систем и новой техники на сумму 1 млрд долларов США, реконструкция участка трассы М-32 «Кызылорда – Саксаульск» на 47,6 млрд тенге при поддержке Исламского банка развития, реконструкция участка «Актобе – Карабутак – Улгайсын» с финансированием Европейского банка реконструкции и развития под гарантию в 234,9 млрд тенге, а также строительство обхода города Рудного в Костанайской области на 28,1 млрд тенге.
«Казводхоз» реализует два транша по программе «Развитие климатически устойчивых водных ресурсов»: строительство и реконструкция пяти водохозяйственных сооружений на сумму 78,2 млрд тенге и восстановление ирригационных сетей на 121,9 млрд тенге. Отдельный проект стартует в Актобе, где АО «AQTOBE-SU-ENERGY-GROUP» при поддержке Европейского банка реконструкции и развития возводит канализационные очистные сооружения под гарантию в 47,4 млрд тенге.
Каждый из этих проектов — это не только цифры в отчетах, но и реальные инфраструктурные объекты: дороги, системы водоснабжения, объекты энергетики, которые будут служить долгие годы и оказывать влияние на развитие регионов. Роль Фонда заключается в минимизации рисков срыва выплат, повышении дисциплины заемщиков и обеспечении прозрачности для кредиторов.
Важно отметить, что с момента передачи Фонду функций поверенного по сопровождению государственных гарантийных займов не зафиксировано ни одного гарантийного случая. Это означает, что заемщики своевременно выполняют свои обязательства, а государству не пришлось покрывать их за счет бюджета.
Таким образом, Фонд выполняет не только функцию финансового оператора, но и роль защитного механизма, который обеспечивает устойчивость, прозрачность и доверие к Казахстану на международной арене.